г. Арзамас Нижегородской области
Население: 106 000 чел.

Арзамас Online

Онлайн-мониторинг городских информационных ресурсов

20 января 2019 г.

Новости   ·   Статьи   ·   Форумы   ·   Блоги

МультиКабельные Сети

16.10.15 09:20

 

Архив публикаций

2007 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2008 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2009 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2010 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2011 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2012 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2013 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2014 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2015 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2016 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2017 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2018 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2019 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек
 
 
 

декабрь 2009   |   январь 2010   |   февраль 2010

Светильник веры православной

Неизвестные факты жизни неизвестного земляка. В конце 1880 года скончался настоятель Ряснянского Свято–Димитриева монастыря Харьковской епархии Евстратий. Надлежало назначить нового. Но епископ Иустин считал, что ни один из пяти иеромонахов монастыря не обладает «теми качествами, которые желательно было бы видеть в настоятеле вновь устраиваемого и еще не вполне утвердившегося в общежительном порядке монастыря, равно и в других общежительных монастырях Харьковской епархии». Поэтому он ходатайствовал перед Святейшим синодом о назначении на вакантную должность «кого–либо по своему благоусмотрению из других епархий». ...

В конце 1880 года скончался настоятель Ряснянского Свято–Димитриева монастыря Харьковской епархии Евстратий. Надлежало назначить нового. Но епископ Иустин считал, что ни один из пяти иеромонахов монастыря не обладает «теми качествами, которые желательно было бы видеть в настоятеле вновь устраиваемого и еще не вполне утвердившегося в общежительном порядке монастыря, равно и в других общежительных монастырях Харьковской епархии». Поэтому он ходатайствовал перед Святейшим синодом о назначении на вакантную должность «кого–либо по своему благоусмотрению из других епархий».Синод рекомендовал «снестись по сему предмету с Преосвященными тех епархий, в которых имеются общежительные монастыри, и о последующем донести». Но желающих переместиться в Харьковскую епархию не оказалось. А те, кто изъявил желание, по мнению Преосвященных, «не признаются способными занять вышеназначенную должность».Благочинный монастырей Харьковской епархии, архимандрит Герман рекомендовал епископу отца Софрония из Святогорской пустыни. Он аттестовал Софрония как монаха высокой духовной жизни, способного управлять братией. К тому же за его плечами было двадцатилетнее безупречное служение в священном сане.Епископ Иустин прислушался к совету. Однако решил проверить способности отца Софрония и в мае определил того исправлять должность настоятеля. А уже в сентябре владыка ходатайствовал перед синодом «об определении настоятелем Ряснянского Свято–Димитриева общежительного монастыря... иеромонаха Софрония с производством его в сан игумена...». Епископ считал иеромонаха «способным к сей должности и благонадежным».Новый настоятель сразу же взялся за обустройство монастыря. В октябре состоялось освящение главного храма обители во имя Димитрия Солунского.Харьковские епархиальные ведомости писали: «...Владыка (епископ Иустин – В.П.) высоко держал над головой дискос с антиминсом и святыми мощами, он шел во главе крестного хода вокруг храма. По совершении освящения Владыка произнес проникновенную проповедь, в которой уподобил возникновение новой обители явлению новой звезды: «На небе сияют звезды, а на земле проливают свой свет обители Христовы вместо звезд небесных. Явилась и еще одна звезда на земле – Ряснянская обитель».Владыка Иустин был членом многих научных обществ и братств, в том числе Церковного археологического общества (неоднократно жертвовал для него старинные предметы и деньги), Арзамасского Александро–Невского общества хоругвеносцев (подарил обществу икону Святой Троицы в серебряной вызолоченной ризе, которая хранилась в Воскресенском соборе). Преосвященный Иустин не ошибся в Софронии. Пройдет немногим более пяти лет, и Господь направит стопы архимандрита на родину владыки – в благословенную землю Арзамасскую, где Софроний зажжет еще не одну «звезду на земле».Читатель понял, что речь идет об основателе Высокогорской и Софрониевой пустынь – архимандрите Софронии (Сергее Георгиевиче Смирнове). А вот имя владыки Иустина сегодня ничего не говорит арзамасцам. Хотя по воспоминаниям современников, это была заметная личность в Русской православной церкви второй половины XIX века.Владыка Иустин (в миру Иван Яковлевич Охотин) родился 12 ноября 1823 года в Арзамасе. Его отец Яков Иванович служил священником Благовещенского собора.После окончания Нижегородской духовной семинарии Иван Охотин поступает в Санкт–Петербургскую духовную академию, которую оканчивает 30 мая в 1853 году и получает назначение в Костромскую духовную семинарию. За десять дней до завершения учебы Иван Охотин постригся в монашество с именем Иустин, а 13 сентября рукоположен во иеромонаха.В Костромской семинарии он преподает нравственное богословие, гомилетику, пастырское богословие и раскол. Историк Русской православной церкви Е. Голубинский, семинарист Костромской семинарии, позднее вспоминал: «Пастырское и нравственное богословие преподавал иеромонах Иустин (Охотин), магистр Петербургской академии... Преподаватель он был ревностный, но только как–то еще не совсем свободно владеет речью. Был весьма красив собою, и костромские дамы были от него в восхищении».Спустя два года Иустин утвержден в степени магистра богословия и назначен инспектором Ярославской духовной семинарии. В двадцать девять лет он (годом раньше возведен в сан архимандрита) становится ректором Ярославской семинарии и настоятелем Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря, а также цензором, благочинным и членом Ярославской духовной консистории.С 25 мая 1871 года начинается пастырское служение Иустина – епископ Острожский, викарий Волынской епархии, епископ Харьковский и Ахтырский (с 1879 года), епископ Подольский и Брацлавский (с 1882 года), епископ Курский и Белгородский (с 1887 года), архиепископ Херсонский и Одесский (с 1893 года). В 1901 году награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.По отзывам современников, в Харькове Иустин пользовался уважением и любовью. Особое внимание обратил он на учебно–воспитательную часть духовных училищ и, судя по отзывам, достиг в этом отношении заметных улучшений. При нем начался капитальный ремонт и расширение старого здания духовного училища. Средства для содержания епархиального женского училища при Иустине значительно увеличились благодаря его стараниям. Преосвященный отдавал в пользу училища все деньги, какие он получал от частных лиц за совершение молебнов и прочих треб. Почетный член Санкт–Петербургской и Казанской духовных академий, высокопреосвященный Иустин проявлял особую заботу о повышении уровня образования и нравственности православной молодежи. За двенадцать лет пребывания на Херсоно–Одесской кафедре им основано женское епархиальное училище в Елизаветграде (ныне Кировоград, Украина), расширены и обустроены Одесское епархиальное женское училище, духовные мужские училища Херсона и Елизаветграда.Владыка проявлял широкую благотворительность, отдавая личные сбережения на устройство и развитие епархиальных учреждений. Так, он открыл богадельню для немощных и престарелых, пожертвовав для этой цели 30 тысяч рублей, основал кассу взаимопомощи для епархиального духовенства, внес особый капитал в 10 тысяч рублей для выплаты стипендий воспитанникам семинарии и устройства квартир преподавателей духовной школы. Для борьбы со штундой (сектантское течение среди украинских крестьян во второй половине XIX века, возникшее под влиянием протестантизма) владыка открыл вакансии епархиального и окружных миссионеров, при «Херсонских епархиальных ведомостях»– «особый миссионерский отдел». В 1898 году по его благословению в Одессе был проведен первый областной миссионерский съезд. В 1900 году благодаря заботам владыки было начато строительство нового комплекса зданий для Одесской духовной семинарии, торжественное освящение которого состоялось 31 августа 1903 года. И поныне эти здания остаются одними из красивейших в Одессе.С началом русско–японской войны архипастырь организовал сбор пожертвований в помощь семьям погибших воинов. 26 марта 1905 года архиепископ Херсонский и Одесский Иустин подал прошение уволить его на покой. Но от церковных дел не устранился. Уже на третий день стал управляющим Воскресенским Ново–Иерусалимским монастырем, где скончался 25 мая 1907 года и был погребен.Непрерывные труды на благо паствы, забота об улучшении епархиального управления, попечение о материальном и нравственном преуспевании духовно–учебных заведений, заботы о благолепии церковного богослужения, ревностное попечение о народном образовании в духе церковности и православия и, наконец, широкая христианская благотворительность – таковы отличительные черты обширной и полезной деятельности нашего земляка архиепископа Иустина. В. ПАНКРАТОВ.

11 января 2010 г., Читатель и Газета

 
 
Рейтинг@Mail.ru Counter.NN.RU

© 2008, «Арзамас Онлайн»

Реализован на XML-сервисе Арзамас-Сити.Ru

Создание сайта ·  SolarTime