г. Арзамас Нижегородской области
Население: 106 000 чел.

Арзамас Online

Онлайн-мониторинг городских информационных ресурсов

16 января 2019 г.

Новости   ·   Статьи   ·   Форумы   ·   Блоги

МультиКабельные Сети

16.10.15 09:20

 

Архив публикаций

2007 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2008 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2009 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2010 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2011 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2012 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2013 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2014 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2015 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2016 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2017 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2018 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2019 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек
 
 
 

октябрь 2009   |   ноябрь 2009   |   декабрь 2009

Царство румяной матрешки

Рабочий поселок Вознесенское находится от нас в 108 км. Внешне ничем не примечательный, он таит в себе настоящее чудо – ремесло, которое зародилось более двух веков назад, и, которое жители донесли до наших дней. Деревянные матрешки и украшающая их полховмайданская роспись (появившаяся позднее) и сегодня считаются предметом гордости местных мастеров, потому что дарят окружающим ощущение праздника. ...

Рабочий поселок Вознесенское находится от нас в 108 км. Внешне ничем не примечательный, он таит в себе настоящее чудо – ремесло, которое зародилось более двух веков назад, и, которое жители донесли до наших дней. Деревянные матрешки и украшающая их полховмайданская роспись (появившаяся позднее) и сегодня считаются предметом гордости местных мастеров, потому что дарят окружающим ощущение праздника.В документах поселок упоминается с XVI века. Его основателем считается мордвин Кудин. Свое первое название Ошпире в конце XVIII века сменил на Вознесенское – по названию главного престола выстроенной церкви. Поселок не отличался изыском в архитектуре, наличием крупного производства, но широкая известность коснулась и его своим приветливым крылом. И все благодаря селу Полховский Майдан, что в 9 км от райцентра, где и зародилась вышеупомянутая роспись. – Наши земли не очень плодородные. Чтобы прокормить семью, жителям пришлось заняться ремеслом, которое они переняли у монахов Саровского монастыря, – а именно вытачивать деревянные изделия, а затем по примеру загорских мастеров их расписывать, – говорит директор Вознесенского историко–краеведческого музея Е. Сазонова. – Так получилось, что основное распространение получили матрешки. Как известно, их родиной считается Япония. Прошлым летом к нам приезжали ученые из Страны Восходящего Солнца, которые в рамках своей исследовательской работы интересовались сходством и различием своих и российских игрушек. Между прочим, гости были очень удивлены изделиями наших мастеров.А подивиться действительно есть чему. Каждый, кто заглянет в музей, охнет и ахнет от наплыва впечатлений: царство матрешек – да и только! Причем разных возрастов, размеров и расцветок! От этого обилия буквально рябит в глазах. Никаких уныло–черных цветов! Красно–желто–синяя палитра, словно струя живой воды, выбивает вас из суеты будней, приподнимая на особую торжественно–радостную высоту. Можно сказать, что для сотрудников музея здесь вечный праздник, а с какой любовью и деликатностью они относятся к своим подопечным!– Большинство из экспонатов – уникальны, – продолжает экскурсию А. Лопаткина. – Здесь представлена разная техника изготовления и росписи пузато–румяных красавиц. Самая большая, по признаку вместимости, 60–местная, самую крошечную – 1,2 мм – нужно рассматривать в лупу. Все это работы известного на всю Нижегородчину мастера В. Демина, который изготавливает матрешки в человеческий рост. Эту идею он вынашивал давно – искал подходящее полено, готовил соответствующий инструмент. Зато и результат налицо. Одна из последних работ – 33 богатыря, самый высокий витязь в высоту достигает 2 м 30 см, на создание этой композиции ушло два года. А вот семья матрешек, выполненная в технике «лампочка»: толщина стенок сравнима с салфеткой, по весу она легкая, как пух. Их и в руки–то взять страшно, лучше любоваться издали. Всего в музее около 1,5 тысячи экспонатов. Нашими гостями, кстати, нередко бывают и школьники из Арзамаса.Румяная Матрена Ивановна, ставшая символом России, оказалась весьма жизнеспособной. И хотя спрос на нее в своем первоначальном виде заметно поугас, но «производные» держатся на плаву. По словам местных жителей, по вторникам около полудня на окраине поселка можно наблюдать процесс товарно–денежных отношений в чистом виде: вознесенские умельцы продают свой товар, его укладывают в фуры и увозят за пределы Нижегородчины, в основном – в Москву на вернисаж, в Измайловский район. И такой бизнес практически в каждой семье, а в некоторых даже заказчики передаются из поколения в поколение. Для местного уровня это неплохой и довольно стабильный доход.В мастерской А. Пантюшова тепло и пахнет древесной стружкой. Ради прибывших гостей он отвлекается от заказа – вытачивания новогодних шаров, которые вскоре уйдут к московскому заказчику. Средняя цена такого шарика – 8 рублей, а вот в первопрестольной после росписи эта цена вырастет в разы.– Основная проблема – в материале, – говорит он. – Для нашего дела лучше всего подходит липа. Она считается деревом сорным, а востребованность в ней велика. К тому же и заготовку в летнюю пору, когда в лесу хозяйничают мошкара и комары, приятной не назовешь. Поэтому 10 кубических метров липы стоят порядка 10–12 тысяч рублей, сухой – около 20 тысяч рублей. Кстати, только на первый взгляд ремесло Алексея кажется простым. Трудится он без специальных средств защиты от древесной пыли, работа с деревом требует не только зоркости глаза, твердости руки, но и еще физических усилий. Об этом наглядно свидетельствует количество стружки – три хороших мешка в день, а бывает и больше!Говорят, что у нас в Красном когда–то был особый язык – матрайский, который использовали валяльщики валенок. Можно сказать, у вознесенских мастеров тоже имеется что–то наподобие. Некоторые объявления в газете понять могут только специалисты.– «Куплю–продам липу» – самый распространенный тип объявлений, – рассказывает главный редактор газеты «Наша жизнь» Н. Шемяков. – Вообще, липу у нас в шутку называют сырьем стратегического назначения. Но в шутке есть доля правды – сколько семей кормит это ремесло! Между прочим, экономический кризис, о котором не говорит только ленивый, по нам не ударил. О каком сокращении рабочих мест можно говорить, если их здесь и не было. Конечно, социально–культурная сфера в поселке имеется, а вот крупных предприятий – нет. В прошлом году попытались построить частный кирпичный завод, но дело застопорилось.На вопрос о жизни молодежи наш собеседник ответил, что большинство поступают в вузы, самый популярный – экономический факультет университета им. Лобачевского, сельхоз-академия. Но, к сожалению, по специальности потом работают единицы. Кстати, около тысячи человек трудоустроены в Сарове, какая–то часть – в Выксе. Но если там – работают, то живут с семьями, растят детей – на своей земле. И отрадно, что от малой родины не отрываются.Да оно и верно. Недаром говорят: где родился – там и пригодился. К тому же и красота этих мест – особая. Чего только стоит пруд в окаймлении лесного массива. А рядом с ним – плотина. Или, как мы ее окрестили, одна из главных достопримечательностей Вознесенского: очень красивый водопад. Шум падающей воды, переходящий в тихий плеск, умиротворяет и радует слух. Мы удивились, что это живописное место вознесенские новобрачные не выбрали уголком природы после загса. Впрочем, все течет, все изменяется. Если в поселке остается молодежь, значит, будут появляться и новые семьи, новые традиции. Единственно, что останется неизменным, это хлебосольная матрешка, ставшая символом этих мест и всей России.Е. МАЛЫГИНА.Фото Е. Галкиной.

20 ноября 2009 г., Новости

 
 
Рейтинг@Mail.ru Counter.NN.RU

© 2008, «Арзамас Онлайн»

Реализован на XML-сервисе Арзамас-Сити.Ru

Создание сайта ·  SolarTime