г. Арзамас Нижегородской области
Население: 106 000 чел.

Арзамас Online

Онлайн-мониторинг городских информационных ресурсов

20 марта 2019 г.

Новости   ·   Статьи   ·   Форумы   ·   Блоги

МультиКабельные Сети

16.10.15 09:20

 

Архив публикаций

2007 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2008 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2009 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2010 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2011 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2012 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2013 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2014 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2015 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2016 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2017 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2018 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2019 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек
 
 
 

март 2009   |   апрель 2009   |   май 2009

Учитель – не ликвидатор безграмотности, а воспитатель молодёжи

Ректор Арзамасского педагогического института им. А.П. Гайдара доктор исторических наук, профессор Е.П. ТИТКОВ принял участие в IX съезде Российского союза ректоров. Это уже седьмой съезд, в работе которого он участвовал. Мы попросили его рассказать о том, как проходил форум.   – Евгений Павлович, чем был примечателен девятый съезд? – Форум был довольно солидным, собрал около тысячи руководителей российских государственных вузов и около ста – негосударственных. В его работе принимали участие Президент России Д.А. Медведев, министр

Ректор Арзамасского педагогического института им. А.П. Гайдара доктор исторических наук, профессор Е.П. ТИТКОВ принял участие в IX съезде Российского союза ректоров. Это уже седьмой съезд, в работе которого он участвовал. Мы попросили его рассказать о том, как проходил форум.

 

– Евгений Павлович, чем был примечателен девятый съезд?

– Форум был довольно солидным, собрал около тысячи руководителей российских государственных вузов и около ста – негосударственных. В его работе принимали участие Президент России Д.А. Медведев, министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко, впервые – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. И именно он обратил внимание ректорского сообщества на главную проблему образования вообще и высшего в частности, о которой мало говорилось в выступлениях участников съезда, и о чем почти ничего не сказал Президент России. Выступление Патриарха и было самым примечательным и самым важным моментом съезда.

– О чем конкретно говорил Патриарх Кирилл?

– Идеи, которые были изложены в его выступлении, на мой взгляд, были ключевыми в контексте тех проблем, с которыми столкнулась не только наша страна, но и человечество в целом. Сегодня вопрос развития фундаментальной и прикладной науки, высшего образования, подготовки квалифицированных специалистов приобретает совершенно новое значение. Мы живем в эпоху передовых наукоемких информационных технологий. Современный человек уже не мыслит себя без мобильной связи, интернета, других достижений науки и техники, как невозможны без передовых технологий и современное производство, медицина, образование. Но в современном постиндустриальном мире перед обществом вообще и научным в большей степени стоит проблема осмысления научных и технических достижений, их применения в реальной жизни. А во имя чего все это делается? Каковы последствия всех этих достижений? Как они влияют на человека? Каковы векторы этого влияния?

И тут мы вплотную подошли к проблеме воспитания и духовного развития человека.

Однажды история уже преподнесла нам суровый урок. Выдвинув науку на передовые позиции, советская власть противопоставила ее религии, а, значит, духовности человека. Более того, наука обожествлялась, а религия полностью изгонялась из сознания человека. Ставя грандиозные задачи покорения природы и Вселенной, мы добились выдающихся результатов, стали второй державой мира, а по многим направлениям науки и производства вырвались на лидирующие позиции. Но, тем не менее, имея выдающиеся достижения в науке, материальные ресурсы, ставя благие задачи и строя грандиозные планы, мы не сумели построить экономически процветающее общество. И наступил момент, когда это все почти мгновенно рухнуло, а мы оказались на руинах некогда великого государства, с которым считался и перед которым трепетал весь мир.

Для большего понимания поднятой проблемы Святейший Патриарх Кирилл поведал участникам съезда о том, как будучи маленьким ребенком спросил у своего отца, который был очень мудрым человеком, почему мы так плохо живем. Отец ответил, что он был бы очень удивлен, если бы мы жили хорошо. Как же это возможно, если люди изгнали Бога из своей жизни.

К этому тезису можно относиться по-разному в зависимости от убеждений. Религиозные люди с этим, несомненно, согласятся, нерелигиозные поставят под сомнение. Но даже если воспринимать религию не с онтологической, а только с социальной точки зрения, изгнание религиозного фактора из сферы образования и общественной жизни было стратегической ошибкой советского руководства.

Сегодня мы убеждаемся в колоссальных возможностях науки, достижения которой могут оказывать существенное влияние на порядок мироздания и даже на природу его элементов. Но каждое новое открытие ставит мировоззренческие и нравственные вопросы. Ученые осведомлены об этом не меньше, чем представители Церкви.

Проблема соотношения нравственности и науки особенно остро встала перед человечеством после создания атомной и водородной бомб. Мы хорошо помним, как сразу после Второй мировой войны в соответствующих властных кругах США разрабатывались планы атомных бомбардировок сначала 20, а затем и 200 советских городов. О том, что эти планы могли претвориться в жизнь, свидетельствуют бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки без какой-либо военной целесообразности. И если ядерная дубинка окажется в руках людей с первобытным сознанием, обусловленным соответствующим уровнем и характером нравственности и духовности, то уничтожение жизни на Земле станет вполне реальной перспективой человечества.

Понимание того, что соотношение нравственности и науки сегодня напрямую связано с возможностью выживания человеческой цивилизации, должно нас всех подвигнуть и к пониманию, что нравственное выживание личности не есть предмет, на который можно обращать внимание по остаточному принципу. Именно это должно озаботить в первую очередь тех, кто занимается проблемами образования. На первом месте в образовании должно стоять воспитание, а уже затем обучение.

– А разве в нашей школе не так ставится вопрос?

– Сегодня многие руководители от образования, в том числе и сидящие в высоких чиновничьих креслах, главным критерием оценки уровня образования вузовского выпускника называют успешность. Причем степень этой успешности определяется объемом материальной обеспеченности после трудоустройства молодого специалиста.

Нацеливать студентов необходимо в первую очередь на то, что полезного они могут дать обществу, а все остальное приложится. Именно такие принципы должны лежать в основе профессиональной деятельности нравственного человека. А все мы хотели бы жить в обществе, состоящем из высоконравственных людей. Откуда они возьмутся, если в качестве религии для современной молодежи мы предлагаем золотого тельца? Безнравственный специалист будет работать не на созидание, а на разрушение человеческой цивилизации.

Великий русский мыслитель И.А. Ильин сказал, что учитель – это не ликвидатор безграмотности, это, прежде всего, воспитатель молодежи. Как разительно отличается эта мысль от той, что озвучил два года назад наш главный начальник в образовании, заявив, что задача учителя – научить ученика владеть компьютером, современными информационными технологиями и входить в глобальные информационные сети, где можно получить все необходимое для обучения. Приехали. А ведь начиная с XVIII века еще Екатериной Великой задача воспитания была определена как главенствующая в образовании.

Ни школа, ни вуз не должны уклоняться от нравственного воспитания молодого человека, более того, это должно стать главной задачей, – подчеркнул в своем выступлении Патриарх Кирилл. «Вузы должны создавать систему нравственных ценностей. Придя в приличный дом и сев за стол, даже маловоспитанный человек будет стараться правильно использовать вилку и нож, потому что понимает, что неверное поведение может поставить его в неловкое положение по отношению к той атмосфере, которая в этом доме существует, – сказал Патриарх, поясняя озвученный им тезис. – Если мы создадим нравственную атмосферу в наших вузах, если мы поднимем уровень культурных, интеллектуальных и духовно-нравственных требований, то люди будут стараться не выпадать из этой системы ценностей. А это самый правильный метод воспитания: не учить, а формировать ценности и обуславливать пребывание человека в согласии с ними».

Подводя итог своему выступлению, Его Святейшество подчеркнул, что партнерство науки и религии, светской и духовной систем образования является сегодня чрезвычайно востребованным и необходимым для воспитания творческих, высоконравственных и ответственных граждан, которые могли бы дальше развивать науку и ставить ее достижения на службу человечеству.

– Как отозвалось в сердцах и умах участников съезда выступление Патриарха?

– Мне казалось, что этот призыв Святейшего Патриарха найдет широкий отклик у ректорского сообщества и генерирует обсуждение проблемы нравственного воспитания в высшей школе. Этого не произошло. На съезде поднималось немало важных проблем высшей школы, однако лишь 40 человек (из 1200) пришли на секцию, где речь шла о поставленных Патриархом проблемах.

В решениях съезда эти проблемы должной оценки, увы, не получили, хотя обсуждалось много других важных вопросов, в частности, меры господдержки образования, льготное кредитование учебы, перевод части студентов с платного обучения на вакантные бюджетные места, увеличение числа и размера Президентских грантов, количества мест в магистратурах и аспирантурах, создание сети национальных исследовательских университетов, содействие вузам в коммерциализации интеллектуального потенциала и другие меры по модернизации высшей школы.

Подготовила С. Белоус.

14 апреля 2009 г., Газета "Арзамасские Правда"

 
 
Рейтинг@Mail.ru Counter.NN.RU

© 2008, «Арзамас Онлайн»

Реализован на XML-сервисе Арзамас-Сити.Ru

Создание сайта ·  SolarTime