г. Арзамас Нижегородской области
Население: 106 000 чел.

Арзамас Online

Онлайн-мониторинг городских информационных ресурсов

23 января 2019 г.

Новости   ·   Статьи   ·   Форумы   ·   Блоги

МультиКабельные Сети

16.10.15 09:20

 

Архив публикаций

2007 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2008 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2009 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2010 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2011 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2012 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2013 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2014 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2015 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2016 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2017 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2018 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек

2019 г.

янвфевмар
апрмайиюн
июлавгсен
октноядек
 
 
 

март 2009   |   апрель 2009   |   май 2009

«К тебе моё сердце по-прежнему просится»

Тихое русское село на окраине Арзамасского района, каких тысячи в России... Сладкий и приятный дымок русских печей... Запах грибного супа... Тишина – «подруга размышления». Доброта и святая простота местных жителей, чей покой редко кто нарушает зимой и ранней весной. Нечастое завывание собак, нередкое теперь уже пение птиц, их многочисленные гнезда. А еще избы, рассыпанные как горох на таком маленьком клочке земли. Дома разные: и разрушенные, и очень даже симпатичные, украшающие простенький деревенский ландшафт. Село Пятницы. Для одних оно –

Тихое русское село на окраине Арзамасского района, каких тысячи в России... Сладкий и приятный дымок русских печей... Запах грибного супа... Тишина – «подруга размышления». Доброта и святая простота местных жителей, чей покой редко кто нарушает зимой и ранней весной. Нечастое завывание собак, нередкое теперь уже пение птиц, их многочисленные гнезда. А еще избы, рассыпанные как горох на таком маленьком клочке земли. Дома разные: и разрушенные, и очень даже симпатичные, украшающие простенький деревенский ландшафт.

Село Пятницы. Для одних оно – малая Родина, для других – дачный поселок, для третьих – связующая нить с прошлым, с предками, покоятся которые на местном погосте.

Именно в Пятницы в понедельник ранним утром прибыла наша творческая группа, чем явно взбудоражила местное население и привнесла в их уже привычный жизненный уклад некоторое разнообразие: люди с удовольствием общались, позировали перед фотоаппаратом, вспоминали былое со слезами на глазах, приглашали испить чаю. Единственное, чего не было во время наших длинных бесед, так это жалоб на жизнь и роптания на власть. Если и имелись кое-какие претензии, то только в качестве добрых пожеланий.

История и география

Село Пятницы расположено в 26 километрах к западу от Арзамаса по левую сторону реки Теша. Впервые в документальных источниках село упоминается в 1592 году. Первые поселения появились там во времена первобытнообщинного строя. С X века здесь селятся мордовские племена. Активное заселение этого края началось после успешного похода на Казань в 1552 году Ивана IV. После отмены крепостного права в 1861 году собственником земель в селе стала крестьянская община. После Октябрьской революции в селе обострились отношения между беднейшими и зажиточными крестьянами. Установлению Советской власти в Пятницах способствовал красногвардейский отряд из Замятина.

В 1918 году Пятницы отошли к Ардатовскому уезду, а в 1932 году село вновь вошло в состав Арзамасского района. В 1929 году был образован здесь колхоз «Красный Октябрь». Сразу же хозяйство активно занялось земледелием. Колхоз имел 1000 гектаров земли, 70 лошадей, 25 голов крупного рогатого скота, 20 конных плугов, 2 сеялки. В годы Великой ­Отечественной войны на фронт ушло 134 человека, 53 из них погибли. В 1993 году в Пятницах проживало 20 фронтовиков. Сегодня до села можно доехать на рейсовом автобусе, который ходит сюда семь раз в день. Многие пользуются личным транспортом и даже велосипедом.

«Мне к южному морю нисколько не хочется»

«Со скуки там помрешь!» – заявляют обычно любители больших городов. А вот местным жителям скучать не приходится. Встают они ни свет ни заря – в половине пятого (причем и зимой, и летом): кто Богу молиться, кто скот кормить, кто встречать рассвет. После выполнения домашней работы и скромного деревенского завтрака душа крестьян требует общения. Основными «тусовочными» пунктами являются колодцы (их здесь 12) и сельский магазин, расположенный в самом центре поселка. Любят здесь походы друг к другу в гости, посещение Шерстинского храма в воскресные дни. Хотя и рано пробуждаются, ложатся спать поздно – такой распорядок сельчане впитали с молоком матери. За бесконечными деревенскими делами дни летят, как одно мгновение. Еще недавно народ Христа славил в Рождество, а на дворе уже середина Великого поста.

В Пятницах названия улиц самобытные, народные: до магазина и церкви идет Слобода или Глиновка (центральная улица), от магазина и храма до местного кладбища пространство носит название Село, а улица, уходящая налево, – Загуменье (смысл этого слова примерно следующий – моя хата с краю). Г. В. Дорофееву и Н. В. Кротову мы встретили возле колодца – женщины не столько воду набирали, сколько разговаривали друг с другом. Галина – женщина еще молодая, но неработающая: негде трудоустроиться в Пятницах, а потому основной доход ее – овощи с собственного огорода, ягоды и грибы из леса, подработки у земляков, нуждающихся в помощи. Нине Викторовне уже 80 лет, из них почти 60 она прожила здесь: сюда вышла замуж, родила четверых детей, схоронила мужа. В материальном отношении ей полегче: есть пенсия, помогают дети, да и крестьянскую привычку – засаживать сельскохозяйственными культурами каждый клочок – уже никуда не денешь (руки сами к земле тянутся).

В магазине мы встретили В. И. Тулякову, А. А. Пищулину, Г. М. Шмелькову и Ю. М. Никитина, которые были такими же жизнерадостными и словоохотливыми, как и две предыдущие собеседницы. Они и про очередь забыли, увидев нас, наперебой стали рассказывать о прошлом и настоящем своего села.

Помнят женщины рассказы матерей и бабушек о том, что жил когда-то в селе в чистом поле у вяза помещик Горюшин, было у него целое имение. Имелась когда-то в Пятницах молочно-товарная и свиноводческая ферма, скотный и конный дворы. Развивалось кролиководство, разводили гусей, уток и овец. Кто-то из наших собеседниц был свинаркой, кто – дояркой, кто «нянчил» кроликов. Колхоз крепко стоял на ногах, развивался и расширялся. Со временем колхоз стал фирмой, фирмачи не совсем порядочно поступили с местным крестьянством и скрылись. Сейчас, со слов жителей, пятницкие и шерстинские земли якобы арендованы Выксунским металлургическим комбинатом. Теоретически вроде бы новость приятная, жизнеутверждающая, но на практике сельчане должного возрождения не увидели. Возможно, пока.

...Доходит и сюда цивилизация: в некоторых домах есть газ, компьютеры с интернетом, сотовые телефоны, современные стиральные машины. Нет водопровода, но многие и в этом отношении сориентировались, установив возле частных колодцев водяные насосы (их стоимость – от 4 тысяч рублей).

Сегодня Пятницы больше напоминают дачный поселок. Горожане курорту предпочитают местные красоты, изобилие ягод и грибов в лесах, свежую рыбку из Теши, охоту на уток, зайцев и кабанов. А этот мирный шум ветлы (!), тишина отдаленного самобытного уголка (!), дома, утопающие в зелени и ярких цветах, ухоженные частные сельхозугодья, рачительное ведение хозяйства, необыкновенное хлебосольство жителей, умение порой без гроша за душой радоваться жизни и чувствовать себя счастливыми. Правильно говорят, только русский народ способен на такой непробиваемый оптимизм!

«Святая, как хлеб, деревенька моя»

История России в целом и каждого отдельно взятого русского населенного пункта так или иначе сводится к православию. История названия этого села – тоже. 72-летняя жительница Г. И. Морозова также поведала нам о том, что на месте, где сейчас кладбище, их предки увидели образ Святой мученицы Параскевы Пятницы, которая словно осматривала родные места. Ее походка напоминала больше плавание в воздушном пространстве. Православные расценили это явление как знак свыше, волю Божию и выстроили на погосте деревянную церковь (это еще было до Ивана Грозного), освятили которую в честь святой великомученицы и даже написали икону. Ее именем и назвали село, где была еще одна церковь (ныне не действующая, кирпичная) – предположительно в честь иконы Казанской Божией Матери (возможно, название как-то связано с походом Ивана Грозного на Казань). Кстати, согласно светской версии село основал барон Пятницкий, назвавший его своей фамилией.

Сегодня в селе два главных праздника, которые любимы и местными жителями, и дачниками. Это девятая пятница (в этом году его будут отмечать 19 июня – на девятую пятницу после Пасхи Христовой) и праздник, называемый несколько замысловато, «Именная» (возможно, по имени явленной святой в эти места). Церковь на кладбище пришлось сломать несколько лет назад – она стала разрушаться за давностью лет (большевики использовали ее не по назначению, отдали под содержание гусей и кроликов). Ныне вокруг этого места покоятся батюшка по фамилии Туторский (чей сын Алеша попов до сих пор живет в людской памяти), служивший здесь много лет, а также дьяконы, проживавшие когда-то в Пятницах. Жили в селе и староверы. Но споров на религиозной почве не возникало – мирные были люди, терпимые друг к другу. Только вот хоронили старообрядцев подальше от православных, за рекой, в чистом поле – увы, таковы их обычаи!

В местном лесу есть и освященный святой источник, в народе называемый бешеным родником (там отчитывали молитвами от сглаза, порчи и бесноватости, погружали в святые воды, окропляли водой одежды, эта традиция соблюдается здесь по сей день).

Церкви в селе нет, а вера в душах людей осталась. Отсюда и доброта, и бескорыстная помощь друг другу, и милосердие, и сострадание, и выживаемость при любых обстоятельствах. На вопрос «Есть желание возродить церковь?» отвечают неоднозначно, мол, если и есть желание, то нет возможности, не будет и прихода. Старожилов остается все меньше, молодежи в селе – единицы, и та норовит в город убежать. С дачников взятки гладки – летом приехали, собрали чернику и бруснику в лесах (порой по 90 литров за несколько дней снимают), а также грибы, поживились рыбкой и диким мясом, приняли солнечные ванны и водные процедуры да были таковы.

Надежда – мой компас земной

Ю. И. Коптев и И. А. Морозов хотя и родились в Пятницах, но в поисках лучшей жизни один уехал в Арзамас, другой – отправился в Хабаровск. Потом оба с семьями уже в преклонном возрасте вернулись в родную деревню на постоянное место жительства, потому что попросила душа. Только со временем пришло осознание, что в гостях хорошо, а дома лучше. Всего за последние годы в Пятницы вернулось пять семей (кто-то здесь чувствует себя лучше, кто-то хочет быть поближе к умершим или еще здравствующим родителям), а кто-то век свой доживать здесь собирается.

Есть в селе и так называемые зажиточные крестьяне (их единицы). Возле их добротных домов, как правило, стоят трактора, плуги, машины и мотоциклы, высятся срубы. Особняки роскошно со вкусом отделаны, стилизованы, окна с красивыми занавесками украшены комнатными цветами. Хозяева их – молодые, но в город которых не заманишь никаким калачом!

«Вечный» староста

Это уважаемый на селе человек М. А. Шмельков, бывший директор Шерстинской школы. Официально старостой он был всего-навсего месяца три в девяностые годы и получал за это доплату в сумме 52 рублей. Потом должность упразднили, но старостой он так и остался, только на общественных началах: народ привык, если беда какая или проблема, бежали за ним и днем, и ночью.

Сегодня Михаил Александрович проживает в одиночестве: несколько лет назад овдовел. Но самую сложную работу по дому помогает выполнять социальный работник Людмила Викторовна Любшина, которой все ее подопечные (а в Пятницах она ухаживает еще за тремя пенсионерами) говорят огромное спасибо. Женщина молодая, энергичная, крепкая, имеет семью, большое хозяйство, живность, но успевает все: и домашнее хозяйство содержать в идеальном порядке, и служебные обязанности выполнять на пять с плюсом. Благо, выручает транспорт – велосипед. Более того, она привила любовь к своей профессии дочери: та окончила техникум, вернулась в родное село и пошла по стопам мамы, заочно обучаясь в институте.

Обычаи, нравы, верования

Так уж повелось испокон веков, что в основном люди друг друга называли здесь не по имени и фамилии, а по прозвищам: Лапкины, к примеру, Барбоски (причем не со зла вешали ярлыки, а развлечения ради или воспитания). Праздники в Пятницах отмечают всем селом: с самогоном в разумной дозе и излюбленными пирогами. Частушки и песни разносятся на всю округу, на берегах реки – запах ухи и шашлыков.

Рассказали нам жительницы, что и оборотни тут были, и колдуны, которые ну прямо «чудеса» творили: сломалась оглобля – одним мановением руки маг ее починил. Встанет колдун не с той ноги – возьмет да килу на щеку посадит. А иной раз возьмет да запоет соловьем: все смотрят вверх, соловьев ищут в феврале, а это он, проклятый! Но здесь от него спасались верой в Бога и неверием в его колдовские способности, отношением к нему как к обычному смертному человеку. И он при таком раскладе был бессилен, переставал гоголем ходить, поджимал свой «хвост».

Жизнь продолжается, история – тоже

Заканчивая свое путешествие в такое живописное самобытное село, мы пытались понять, есть ли у него будущее. Ответ пришел сам собой. Судя по рассказам Л. В. Любшиной, есть в селе молодежь, а значит, есть встречи при луне, страсть, поэзия и любовь. Так, прошлой осенью в Пятницах появилась молодая семья: шерстинцы Гусевы породнились с Коптевыми из Пятниц, взяв замуж их красавицу-дочку. Играли свадьбу, пели песни, кричали: «Горько», «Совет да любовь!» А молодожены клялись в искренней любви и вечной верности друг другу. От души веселилась молодежь на празднике, громко смеялись дети. Как видим, жизнь продолжается. Пожалуй, на этой оптимистической ноте мы и закончим свой рассказ...

Н. МИХАЙЛОВА.

Фото Л. ЦЫГАНОВОЙ.

В Пятницах

Домов 145, 71 дом – дачный, 74 – частных.

Жителей – 140 человек, из них мужчин – 69, женщин 71.

Газифицировано – 37 жилых домов.

Депутат Тумановского сельского совета от Пятниц – учитель Шерстинской школы В. В. Кукушкина.

В селе есть магазин со стационарным телефоном и телефон-автомат.

Учащихся до 9 класса – 10 человек (они ездят на

«ГАЗели» в Шерстинскую школу). Одна девочка учится в Тумановской одиннадцатилетке.

Частное стадо, которое пасет семья Зубановых, насчитывает 10 коров, 20 коз, три десятка овец, несколько телят и бычков.

В селе зарегистрировано три неблагополучных семьи.

Цены в сельском магазине выше, чем в других селах: сказывается удаленность от города.

 

3 апреля 2009 г., Газета "Арзамасские Правда"

 
 
Рейтинг@Mail.ru Counter.NN.RU

© 2008, «Арзамас Онлайн»

Реализован на XML-сервисе Арзамас-Сити.Ru

Создание сайта ·  SolarTime